Арсланова Анжела Исаковна
Конспект урока для средних школьников «Черты романтизма в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»Конспект урока для средних школьников «Черты романтизма в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Тема: «Черты романтизма в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Цель: - ученики должны доказать, что поэма «Мцыри»-романтическое произведение, научиться характеризовать Мцыри как героя романтического произведения Задачи: 1. Актуализировать знания о романтизме, особенностях романтического характера. Выявить способы раскрытия романтического характера в поэме. 2. Развивать навыки аналитической работы с текстом. 3. Воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность, потребность образно выражать свои мысли. Прививать любовь к произведениям русской классической литературы. Универсальные учебные действия: работа с текстом произведения, цитатное заполнение схемы, монологические высказывания, работа с репродукциями, составление синквейна. Метапредметные ценности: развитие ценностных представлений (свобода – неволя, сила духа). Планируемые результаты Ученики научатся: - характеризовать образ юноши-мцыри, привлекая для ответа текст поэмы и иллюстрации художников; -комментировать иллюстрации к поэме, созданные разными художниками; - использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа; - извлекать необходимую информацию из литературного текста и переводить её из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму); - координировать личную деятельность с другими участниками в совместной работе. Тип урока: урок формирования знаний. Вид урока: урок-диалог с элементами исследовательской и творческой деятельности. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая. Оборудование: текст М. Ю. Лермонтова «Мцыри»,схема «фишбоун»,компьютерная презентация,запись фрагментов из произведений Ф. Шопена, Н. Паганини, рок-группы «Ария»,иллюстрации к картинам К. Брюллова, И. Айвазовского.
Ход урока: Так живо выхватил он из ребр Кавказа одну из разительных сцен и облек ее в живые образы перед очарованным взором. А. Муравьев 1. Оргмомент. (Учитель проверяет готовность к уроку и настраивает учащихся на работу) 2. Актуализация знаний. а)реализация домашнего задания. (Беседа по вопросам) Учитель:1. С произведениями какого автора мы познакомимся уже который год? (Дети зачитывают синквейны о М. Ю. Лермонтове,составленные дома) 2. Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку;о каком произведении Лермонтова писал поэт и мемуарист А. Муравьев эти строки? 3. В чем особенность создания этого произведения? 4. Какое значение слова «мцыри» больше подходит нашему герою: послушник, неслужащий монах или чужеземец? Почему? 5. А теперь проверим,как внимательно вы читали текст: я предлагаю вам прослушать фрагменты музыкальных произведений Шопена, Паганини и рок-группы «Ария» и соотнести их с эпизодами из поэмы. (учащиеся прослушивают фрагменты и называют эпизод,с которым они соотносят этот фрагмент) 6. Обратите внимание на репродукции на доске, кто знает, как называются эти картины и кто их авторы (И. Айвазовский «Девятый вал», К. Брюллов «Последний день Помпеи») 7. Как вы думаете,почему я выбрала произведения именно этих художников и композиторов (и композиторы,и художники-романтики) б) целеполагание. 1. Проблемный вопрос: как вы думаете, почему я объединила на нашем уроке композиторов- романтиков, художников-романтиков и поэму М. Ю. Лермонтова? 2. Как вы считаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Итак,сегодня на уроке мы должны будем выявить черты романтизма в поэме и доказать,что она является романтической. 3. Работа по теме урока. а)А для начала давайте вспомним, что за направление романтизм, где и когда оно зародилось, кто является основоположником этого направления в России, а кто последователем (учащиеся отвечают на вопросы) б)Назовите основные черты романтизма. (учащиеся перечисляют) в)Выявление черт романтизма в поэме. А теперь давайте постараемся выявить черты романтизма в поэме. Для этого я предлагаю использовать новую интересную диаграмму, которая называется «фишбоун». Придумана она профессором Кауро Ишикава. Этот прием позволяет «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуально она похожа на скелет рыбы (отсюда и название) В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. Для этого нам надо разбить вас на группы,каждая группа получает схему и начинает работать. Каждая группа имеет заготовку «фишбоуна». Итак, в «голову» вписываем проблемный вопрос, на верхних «косточках» - причины, т. е. признаки,характеризующие романтизм в литературе (обсуждаем это фронтально, а на нижних «косточках» каждая группа самостоятельно выписывает из текста цитаты в качестве аргументов. После окончания работы и обсуждения делаем вывод. (учащиеся выполняют работу в группах,подбирая цитаты из текста) г)Обобщение. Каждая группа заполнила поля,подбирая аргументы,а теперь мы проверим,как вы справились с работой. (учащиеся зачитывают причину и аргументы к ней) Исходя из перечисленного вами,давайте сделаем вывод: поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри»-романтическая. 4. Итог. Давайте подведем итоги нашего урока:я предлагаю составить синквейн,в котором вы должны отразить особенности поэмы,сделав акцент на том,что эта поэма романтическая, или используя образ Мцыри как романтического героя. (учащиеся составляют синквейны) Зачитываются синквейны,учитель выставляет оценки,аргументируя их. 5. Рефлексия. Понравился ли урок? Что нового и интересного узнали? 6. Домашнее задание Мы продолжим на следующем уроке работу над поэмой и вашим домашним заданием будет проанализировать поэму с точки зрения художественных средств выразительности. Заданием для сильных учащихся будет работа со всей поэмой,а учащиеся послабее работают с карточкой,в которой есть наводящие вопросы. 12 февраля 2018 в 15:50
Прикреплённые файлы:Документ: Конспект урока для средних школьников «Черты романтизма в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Описание файла:Файл называется: konspekt-uroka-dlja-srednih-shkolnikov_7au4e.docx Это официальный файл организации «Арсланова Анжела Исаковна», в нём содержится Конспект урока для средних школьников «Черты романтизма в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Размер файла: 0,02 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.